Часто слова у нас ассоциируются с какими-нибудь предметами или событиями. Какие ассоциации вызывает словосочетание «дополнительное образование»? Необязательное, неважное, а в условиях современных школьных нагрузок – и вовсе лишнее?.. Или - интересное, увлекательное, любимое…? А может быть и вовсе - возможность найти свою дорогу в жизни, разобраться в себе, в своих способностях и предпочтениях, понять к чему же хочется стремиться?….
Для меня дополнительное образование ассоциируется с совершенно замечательной книгой средневековых сказок «Город мастеров».
Не помню, как она ко мне попала (даже в названии не уверена), но помню, как она выглядела - очень потрепанная и зачитанная – от этого истории, которые в ней были, казались еще «средневековее» и волшебнее. В большинстве прочитанных мною до этого сказок рассматривались семейные проблемы (например, как получить наследство, будучи младшим сыном в семье, к тому же еще и дураком), социальные проблемы (как из простой крестьянки стать хотя бы дворянкой) или секреты быстрого обогащения путем выгодной женитьбы или совершенно невозможного стечения обстоятельств (вроде пленения сказочного существа, в современном варианте – угадывания написанного слова или выигрыша в лотерею). Эта книга совершенно отличалась от всего ранее прочитанного. Волшебные истории в этой книге рассказывали … о ткачах и красильщиках, шахтерах, каменщиках, кузнецах - людях совершенно обычных, не волшебных профессий. Казалось бы, что тут чудесного? Но чудо все-таки каждый раз происходило, несмотря на отсутствие принцев и чудовищ - чудо овладения мастерством.
Как это происходило? Мастер учит подмастерье, передает ему основы мастерства, дает так сказать основное образование. Прилежный ученик мечтает достичь высот мастерства и упорно трудится, стараясь не упустить ни одного совета наставника, но …, получив такое общее образование, подмастерье, увы, может стать только обычным ремесленником. Всегда есть какой-то дополнительный секрет, который и превращает подмастерье в настоящего мастера. Секрет в том, чтобы вложить свою душу в то, что ты делаешь. Но происходит это чудо вовсе не с каждым…
Каковы же условия чуда? Попробую выделить некоторые, не претендуя на полноту раскрытия вопроса:
• «мечтает достичь высот мастерства»;
• «упорно трудится»;
• «вкладывает душу в своё дело», подчеркну – «в СВОЁ дело»!
Если ребенок, отсидев столько уроков в школе, получив не меньшее количество заданий на дом, вприпрыжку бежит в кружок или секцию; если вместо компьютерной игры он с увлечением работает над своим проектом; если он полон идей и новых проектов; если у него уже появилась настоящая мечта (мечта о том, что он сможет, когда научится, а не о том, что получит, потому что хочется), значит он считает это дело своим, готов вложить в него душу, наверняка мечтает достичь того же мастерства, что и его педагог. И еще неизвестно, какое именно образование он считает основным, а какое - дополнительным. Дополнительное образование, я бы даже сказала, дополняющее образование – для многих детей это - то самое дополнение, тот самый секрет чуда, которое может произойти с каждым, если он нашёл СВОЁ дело. Это тоже школа - ШКОЛА МАСТЕРСТВА.
Коллеги, а что для Вас – дополнительное образование? В чем Вы видите цель своей деятельности? Каким должен быть сегодня педагог дополнительного образования? Каковы сегодня условия чуда?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
52 коммент.:
Для меня дополнительное образование - возможность для юного человека открыть мир вокруг и внутри себя во всей его полноте и гармонии, восполнить недостатки основного образования
Дополнительное образование это возможность для ребенка открыть новые возможности, найти себя в большом мире.
Дополнительное образование-дополнительные твои возможности в жизни, работе, интеллектуальном развитии, самоутверждении. Твои победы и завоевания. и еще много чего в жизни, если ты в слово "дополнительное" вкладываешь- твоя дополнительная возможность!
Так как мы работаем в сфере повышения квалификации и дополнительного образования педагогов (в частности, ИКТ), то стремимся к тому, чтобы каждый учитель (и физик, и русовед, и физкультурник) был с компьютером на ТЫ. Но, конечно, без желания со стороны обучаемого эффективного результата не добиться!
Дополнительное образование для педагога сегодня - это прежде свего изучение возможностей ИКТ в учебной деятельности, ведь современный ученик живёт в информационном мире, и понять его, а тем более научить, можно только там.
Дополнительное образование детей - это "зона ближайшего развития образования России" (Асмолов). Считаю, что ДОД - это стержень всего образования,т.к. ценность его, в свободе выбора детей образовательной области,где создаются все условия для самоопределения и самореализации личности ребёнка.
Дополнительное образование - это массив, который обеспечивает целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием, постоянное развитие, формирование духовно-нравственных качеств, поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов.
Дополнительное образование, говорите? Хо-хо. Это свобода, движение. Это первые шаги, а для некоторых и шажищи в будущую самостоятельную жизнь. Дополнительное образование дает тот зарят, импульс для развития, которого часто нехватает в основном образовании.
Дополнительное образование - это создание условий для творческого развития личночти ребенка. Цель деятельности - развитие творческого потенциала. Педагог доп. образования в данном случае является направляющим, помогающим и ориентирующим. Условия для этого чуда создаются педагогической мотивацией.
Дополнительное образование - это одно из средств всестороннего развития детей. Оно направлено главным образом на формирование коммуникативной культуры.
Дополнительное образование - составная часть системы образования и воспитания детей... Цель деятельности состоит в мотивации детей к познанию и творчеству, содействии личностному самоопределению учащихся... Педагог, на мой взгляд, должен отвечать требованиям современного образования: свободно владеть навыками работы с компьютером...
Орлова Елена
Дополнительное образование это уникальная возможность для каждого ребёнка найти занятие по интересам, добиться успеха в нём и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей. Педагог должен быть слушащим и слышащим, чутким и доброжелательным,творческим и активным. Должен обладать широким кругом интересов,умений и чувством юмора!
Дополнительное образование - это возможность ребенку найти себя, реализовать себя, добиться успеха в чем-то
Дополнительное образование создает "ситуацию успеха" для каждого ребенка. Мобильность и гибкость дополнительнго образования позволяет реагировать ему на "вызовы времени" в интересах ребенка, его семьи, общества
Дополнительное образование - это возможность развития творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности.
Дополнительное образование - возможность раскрытия творческого потенциала учащихся, основанная на принципах добровольности.
Дистанционное обучение - очень гибкая система, она позволяет всем участникам образовательного процесса выбирать удобное время занятий. Это важнейший аргумент в пользу ДО.
В дополнительном образовании детей порою нахватает хороших специалистов. Дистанционное обучение легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных педагогов (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому обучаться у лучших педагогов.
На сегодняшний день, пожалуй, непросто обучать с помощью ДО в дополнительном образовании детей некоторым творческим специальностям, например живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам и специальностям. Поэтому особо хочется отметить, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации.
ДО даёт возможность работать педагогам по специальным программам с детьми инвалидами, одарёнными школьниками, ребятами из отдалённых районов области.
Система дополнительного образования детей - это своеобразный «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя и взрослые, и дети.
В отличие от общего образования, система дополнительного образования детей специфическая , потому что обладает целым рядом качеств, которые
отсутствуют или слабо представлены в основном :
1) Если содержание программ в общеобразовательной школе определяется государственными образовательными стандартами и идет информационная перенасыщенность, то система дополнительного образования благодаря отсутствию жесткой регламентации и стандартов, имеет уникальную возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы, системы и воспитательные проекты.
2) системам дополнительного образования детей, используя вариативно- программный подход, дает возможность ребятам самим выбирать занятия по интересам, планировать сроки и темпы выполнения программы, а педагогам разнообразить содержание, формы и методы воспитательно-образовательной деятельности.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, подростков и молодых людей, потому что на первый план закономерно выходит человек с его устремлениями, желаниями разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы.
Пожалуй, никто не усомниться в том, что наши дети найдут способы удовлетворить свои потребности. Одни будут самоутверждаться в конфликтах с родителями, другие же - в кружках и секциях. Сегодняшние проблемы подрастающего поколения состоят в следующем:
принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение
своей уникальности и неповторимости, размышление о своем жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.
Складывающиеся в обществе условия формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую с высоким уровнем духовности и интеллекта. Для достижения этого необходимо, чтобы помимо обучения, дети получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют учреждения дополнительного образования детей и молодежи, 1 где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
Гибкость системы дополнительного образования позволяет внести изменения в программно-методическое обеспечение: педагоги дополнительного образования разрабатывают модифицированные и авторские программы, стремясь удовлетворить возрастные и психические потребности детей в общении со сверстниками, в реализации нарастающего чувства взрослости, самоутверждении, в проверке своих лидерских качеств и т.п.
Детям нужно помочь заполнить, образовавшийся ваккум , интересным и значимым содержанием, создать условия для включения их в социально значимые отношения.
Я считаю, что дополнительное образование - это, своего рода, комфортная среда для развития творческих способностей ребенка. В кругу своих единомышленников ему легче постигать азы выбранного ремесла.
Я рассматриваю дополнительное образование детей как сообщество педагогов дополнительного образования и детей, в котором педагог пытается передать свои знания, умения и навыки ребёнку, а тот, освоив их пытается расширить их под своим углом зрения. В этом и проявляется его творчество.
Дополнительное образование -возможность развить у ребенка те качества и умения, которые не дают развить общее и среднее образования. Это то, что ребенку интересно не потому, что это входит в программу , а потому что он это выбирает сам и проявляет здесь творчество и самостоятельность. И очень хорошо, что в кружке не ставят оценок, так как может быть нельзя оценить на 5+ или 5+++.
Дополнительное образование- это дополнительные возможности ребенка научиться новому и интересному, развить у себя новые способности, фантазию,воображение, расширить свой кругозор, выбрать будущую профессию. Научиться планировать , создавать и доводить начатое дело до конца..
Дополнительное образование - это по-настоящему полное образование, благодаря которому каждый ребенок реализует свой потенциал, получает старт для дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения.
В первую очередь, дополнительное образование должно перекрывать те потребности в образовательном процессе, которые не охватывает обязательное образование, только в таком тандеме, мы сможем добиться наилучших результатов в воспитании и образовании детей.
Дополнительное образование можно рассматривать с разных позиций: С позиции родителя:занять(чтобы не болтался на улице) и развить ребёнка.
С точки зрения преподавателя:выйти за рамки своего учебного предмета, показать как можно применить, полученные знания в школе, в жизни и получить от этого удовольствие, и вообще жизненный опыт.
Тьюторы г. Коврова:
Дополнительное образование - это то, что находится за границами школьной программы. Дополнительное образование позволяет расширить и углубить свои знания, не представляя из себя нечто излишнее, а давая возможность получить знания, умения, специализироваться. В сфере дополнительного образования проявляются способности и таланты, непроявившиеся в основном образовательном процессе.
Дополнительное образование есть образование ПО ВЫБОРУ, а значит, отвечающее внутренним потребностям ребенка. Изучаю - потому что мне это надо, я ХОЧУ это знать и хочу УМЕТЬ это делать. Исходя из этого - активность, творчество, рост компетентностей и проч. Дополнительное образование необходимо, это очевидно.
Я думаю, что внедрить его было-бы неплохо, прочитав вышенаписаное понятно, что каждый найдет в нем свое,но это настолько трудоемкий процесс!
То, что дети могут прогулять уроки, но нет таких причин, которые заставят пропустить занятия студии хореогрфии, или кружка декоративного искусства, то, что родители могут забыть сшить мешочек для уроков, но будут сидеть ночами, пришивая бисер на костюм для выступления ребенка, красноречиво говорит, нужно ли дополнительное образование. Туда никого не затаскивают насильно. знания, полученные там часто становятся основой для выбора будущей профессии.
Дополнительное образование - это возможность для школьников заняться интересным делом! А для педагога - возможность раскрыть таланты ребёнка, развить их!
Для меня дополнительное образование - это шанс проявить и свои творческие способность и возможность привлечь детей к чему-то новому, что поможет им (может быть) определиться с выбором новой профессии
Для детей дополнительное образование-это сфера самореализации, профессионального самоопределения, успешности и счастья.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
Дополнительное образование расширяет горизонты знания, не представляя из себя навязанное, обязательное, а предлагая возможность самому выбрать и получить знания, умения, особые навыки. Именно в среде дополнительного образования раскрываются те способности и таланты, не проявившиеся в основной школе. Это единственная возможность для некоторых детей раскрыть и показать себя.
Дополнительное образование раскрывает таланты и способности детей, даёт возможность детям раскрыть себя.
Дополнительное образование для детей - это возможность изучать новое, выходящее за рамки школьной программы, соответствующее их интересам и потребностям, а также это хорошая возможность развивать творческие способности детей.
Для детей дополнительное образование - это проявить себя и свои возможности в непринуждённой обстановке, где ребёнок раскрывается совсем с другой стороны.
Дополнительное образование - шанс проявить себя в той области , которая ребенку интересна.Педагог и родители должны помочь ребенку реализовать себя.
Дополнительное образование позволяет ребенку реализовать свои способности без "напряга"
Дополнительное образование развивает творческий потенциал у детей,организует их свободное время.
Дополнительное образование - это то, что находится за границами школьной программы; это возможность для учащихся заняться интересным делом. Педагог может раскрыть талант ребенка и развить его.
Дополнительное образование позволяет ребенку не только развивать свои способности, но и учиться общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Дополнительное образование - это возможность для школьников заняться интересным делом! А для педагога - возможность раскрыть таланты ребёнка, развить их. Научить ребёнка организовывать своё свободное время с пользой для себя и близких- дорогих ему людей, создавая красивые поделки, украшающие своё жилище и в подарок друзьям.
Дополнительное образование - это то, что поможет ученику быть успешным в жизни, так как научит с помощью знаний (независимо от пути их получения) решать жизненно важные проблемы в любой сфере отношений, деятельности.
Присоединяюсь к высказываниям коллег, что Интернет сегодня – это прекрасный помощник в получении образования. С помощью Интернет студенты нашего техникума находят в сетевых сервисах информацию, связанную с их будущей профессиональной деятельностью на железнодорожном транспорте, которую используют при разработке курсовых и дипломных проектах.
Интернет может решить такие задачи, как:
• способствует решению педагогических задач: проведение консультаций для студентов, обучающихся заочно или дистанционно;
• развивает качества личности: самостоятельность, дисциплинированность в соблюдении авторских прав, развитие творческих и коммуникативных способностей;
• формирует и развивает способы деятельности в групповой работе;
• использовать для организации групповой деятельности учащихся в творческих сетевых проектах;
• способствует осуществлению взаимодействия студентов внутри группы, студентов и педагогов, студентов разных образовательных учреждений имеющих одинаковую направленность в получении образования.
Присоединяюсь к высказываниям коллег, что Интернет сегодня – это прекрасный помощник в получении образования. С помощью Интернет студенты нашего техникума находят в сетевых сервисах информацию, связанную с их будущей профессиональной деятельностью на железнодорожном транспорте, которую используют при разработке курсовых и дипломных проектах.
Интернет может решить такие задачи, как:
• способствует решению педагогических задач: проведение консультаций для студентов, обучающихся заочно или дистанционно;
• развивает качества личности: самостоятельность, дисциплинированность в соблюдении авторских прав, развитие творческих и коммуникативных способностей;
• формирует и развивает способы деятельности в групповой работе;
• использовать для организации групповой деятельности учащихся в творческих сетевых проектах;
• способствует осуществлению взаимодействия студентов внутри группы, студентов и педагогов, студентов разных образовательных учреждений имеющих одинаковую направленность в получении образования.
Дополнительное образование дает возможность мне и учащимся заниматься любимым делом. А в процессе совместной деятельности мы растем и совершенствуемся.
Дополнительное образование в системе ГОУ СПО включает два добровольных участника этого процесса: с одной стороны – студенты, с другой – преподаватель. Здесь мы не рассматриваем кружки высококультурной направленности и спортивные секции, но лишь такие образовательные образования, которые находятся в русле основной направленности образовательных учреждений. Это могут быть разновидности кружков «Умелые руки», семинаров «Инновационные проекты в профессиональной деятельности» и т.п., в которых студенты повышают свой общеобразовательный и профессиональный уровень. В частности, в ГОУ СПО «Уральский железнодорожный транспорт» действует научно-исследовательское сообщество (НИС), основная цель которого состоит в повышении профессионального уровня студентов, привлечение их к участию в серьезных проектах, и, как следствие, повышение их мотивации к обучению.
Дополнительное образование- это оплот для будущей жизни! Потому что дети развивают, то что им действительно интересно и многие превращают свой интерес в свою профессию. Только когда человек занимается своим любимым делом он счастлив!!! Я педагог дополнительного образования ГОУ ДОД "Волгоградского центра детского технического творчества" преподаю хореографию. Многие мои воспитанники выбрали танцы своей профессией. У нас в Центре бесплатные объединения, к нам дети приходя по велению своего сердца, а потом приводят своих детей и внуков...
Дополнительное образование - это постоянное самосовершенствование и возможность повышать/изменять свою профессиональную подготовку (для взрослых), развитие коммуникативных способностей
Дополнительное образование для ребенка - это один из способов самоопределения, возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Задача педагаго - помочь раскрыться каждому, кто пришел на эти занятия
Отправить комментарий