RSS

Любит, не любит...


Как часто в сегодняшней жизни возникает необходимость учиться?! Ну и что, что у тебя за плечами уже не одно образование и приличный опыт работы. Сегодня наше образование устаревает уже в момент его получения, а диплом, зачастую, это просто свидетельство того, что мы умеем…, умеем учиться (по крайней мере, сумели это сделать однажды) и сможем научиться тому, что потребуют от нас условия нашей работы. Обучение через всю жизнь – сегодня это не пустые слова, это требование современной жизни. «Люблю учиться!» А зачем любить? Можно просто учиться? Можно просто ответственно выполнять задания? НО «научиться можно только тому, что любишь»! Сегодня в школе недостаточно просто научить физике, математике, русскому…, нужно научить учиться!

История несостоявшейся любви… или «Первый раз в первый класс…»

Помните своё ожидание встречи со школой? Новенький портфель и наглаженную форму, и утро, которое изменит твою жизнь, потому что «ты теперь не просто мальчик» или девочка, теперь ты – ученик. Начинается новая, «взрослая» жизнь. Запах хризантем и солнечные лучи этого первого сентябрьского утра…. Раньше сентябрь начинался как-то незаметно, так же как август или ноябрь… Но теперь всё меняется… Ты еще пока не знаешь, что значит быть учеником, но наверняка это должно быть здорово…. И ты идешь, нервно сжимая букет в руке, периодически поглядывая на свой замечательный портфель и на встречных людей. Заметили ли они то превращение, которое с тобой произошло, видят ли они, какой ты теперь взрослый и ответственный человек? Понимают ли, что идешь ты теперь не в детский садик, а в ШКОЛУ? А впереди наверняка еще так много интересного…. Вот она, твоя школа, нарядные дети, цветы, музыка, улыбки, счастливые лица родителей…. Праздник – это ведь здорово! У тебя уже много любимых праздников – День рождения, Новый год. Теперь появился новый праздник - Первое сентября. Новый праздник, новая школьная жизнь… Глаза, распахнутые в ожидании этой новой жизни, новых открытий, в ожидании чуда… Целый класс маленьких людей, которые хотят учиться, которые готовы полюбить учиться…

Что же потом? «Люблю учиться!» - часто ли мы слышим эти слова от наших учеников? «Опять в школу…» - вот это уже ближе. Что же происходит? Почему же меняется отношение ребенка к учению? Кто виноват и что делать?

Виноваты родители?
Начну с себя… Не знаю, откуда это во мне, но порой придя с работы, просто не могу совладать с желанием поинтересоваться у ребенка строгим голосом, а сделаны ли уроки, или прикрикнуть «Что это у тебя за бардак в комнате, хватит уже бездельничать, а ну-ка иди делать уроки!!!» Такое ощущение, что, став взрослыми, мы напрочь забываем, как нас самих ужасно раздражали эти же поступки наших родителей и повторяем их ошибки. Видимо это у нас в крови? И вот наши дети получают от нас первые уроки – уроки «НЕЛЮБВИ»… Раз родители отправляют делать уроки таким тоном, значит это какое-то наказание. Точно так же они спрашивают, почему ты не доел кашу. А есть кашу – это уж точно не самое приятное занятие.… Разве можно хотеть делать то, что тебя заставляют?! И разве могут заставлять делать то, что интересно?!

А может учителя?
Я сама учитель, а значит ставила двойки. Да и кто из учителей этого не делал? Но… Не забуду глаза моего маленького сына, когда он получил свою первую двойку. Причем это была его первая школьная отметка. При безотметочной-то системе учитель иностранного вдруг решил выставить отметки.… Видимо это должно было как-то помочь в изучении языка…. Какова же всё-таки в школе функция отметки? Особенно в начальной школе? Дать понять ребёнку, что он вовсе не такой замечательный, не такой самый лучший на свете, как его убеждали все предыдущие годы родители? Вернее, что в школе он не может быть таким самым лучшим. И поэтому огорчены и родители, вдруг они тоже начинают сомневаться в его исключительности?! Разве можно полюбить место, где ты получаешь такое разочарование?!

Да и потом, разве можно с удовольствием решать квадратное уравнение или составлять уравнение химической реакции?
Сомнительно?! Помню реплику моего не самого лучшего ученика: «Графики функций – это ведь так интересно!». Для меня, как учителя, это было очень важно. Это значит, я смогла сделать эту тему интересной даже для «нематематика». Может быть ключевое слово – интересно?

А может просто невозможно учиться с удовольствием?
Но ведь есть образование, которое дети любят! Потому что оно - дополнительное? Мой сын при всей его нелюбви к школьной физкультуре САМ пошёл и записался в спортивную секцию (это был его первый самостоятельный поступок). Кто-то с удовольствием рисует, кто-то лепит, плавает, мастерит самолёты и скворечники, учится вышивать и программировать…. Почему на уроке нужно заставлять и контролировать, а в кружке дети сами стремятся узнать как можно больше?
Почему же в этом случае дети любят учиться?
Потому что выбрали сами?
Или может потому, что не заставляют родители?
А может потому, что не ставят отметок?
Потому, что в этом случае мы, взрослые, не научили их НЕ ЛЮБИТЬ то, чем они занимаются?
Как же научить любить учиться? Что можем для этого сделать мы – учителя, родители?


0 коммент.:

Отправить комментарий

Copyright 2009 Люблю учиться!. All rights reserved.
Free WPThemes presented by Leather luggage, Las Vegas Travel coded by EZwpthemes.
Bloggerized by Miss Dothy. Шаблоны для Blogger